Жилищное строительство: ориентиры, выверенные практикой

Жилищное строительство: ориентиры, выверенные практикойЖилищное строительство: ориентиры, выверенные практикой.

Жилищное строительство в Беларуси является важнейшим приоритетом развития национальной экономики и служит достижению основной цели социальной политики нашего государства — повышению уровня и качества жизни населения. Следует подчеркнуть, что республика строилась все годы — во времена кризисов, ломки жизненных стереотипов и становления рыночных отношений. В отличие от большинства постсоветских стран Беларусь не допустила развала строительного комплекса. После преодоления кризиса начала 1990-х гг. когда объем инвестиций сократился почти в 3 раза, в 1995–2000 гг. падение в строительной отрасли было остановлено, и начался поступательный подъем. И главное, в стране сформировалась надежная система государственной поддержки жилищного строительства. Ежегодно на эти цели направляются значительные материальные ресурсы, в том числе за счет льготного кредитования.

Сегодня по размаху жилищного строительства Беларусь устойчиво занимает одно из первых мест среди стран СНГ. Это можно проиллюстрировать следующими цифрами: в 2005 г. в республике на 1 тысячу населения введено в эксплуатацию около 400 м2 общей площади жилых домов, что почти на 40% больше, чем в России, и в 2,5 раза больше, чем в Украине. Средняя обеспеченность жильем сегодня составляет 22,3 м2 на человека против 17,9 м2 в 1990 г.

Показательны итоги последней пятилетки, свидетельствующие об эффективности осуществляемой в нашей стране политики в жилищной сфере. Так, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг. предусматривалось ежегодное введение в эксплуатацию 2,5–3 млн м2 общей площади жилых домов, не менее 30–40% от общего задания — на селе и в малых городских поселениях. В целом в соответствии с программой планировалось построить 12,5–15 млн м2 общей площади.

В действительности за прошедшие 5 лет в стране введено 16,157 млн м2, или 120–108% от установленного задания, положительная динамика возведения и ввода жилья обеспечена во всех регионах республики. Особое внимание в последние годы уделяется строительству жилья на селе, в этом направлении удалось добиться существенных сдвигов. За пятилетку, в частности, в сельской местности и малых городских поселениях сдано 5,771 млн м2 общей площади жилья, или 36% от общего ввода.

Следует отметить, что начиная с 2004 г. по поручению главы государства каждая сельскохозяйственная организация республики обязана строить не менее 5 одноквартирных благоустроенных домов усадебного типа. В 2005 г. например, в эксплуатацию введено более 9 тыс. таких домов (квартир). Кроме того, в ближайшие годы в соответствии с государственной программой возрождения и развития села, рассчитанной на 2005–2010 гг. предстоит обустроить 1,5 тыс. современных агрогородков (в 2005 г. их создано 139) по нормативам государственных социальных стандартов. Строители и проектировщики, активно участвуя в ее реализации, нацелены на обеспечение сельских тружеников, молодых специалистов приемлемым по цене и привлекательным по архитектурным решениям жильем.

В соответствии с заданиями, установленными на 2006 г. постановлением правительства и Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2005 г. № 1588/16, в стране за счет всех источников финансирования планируется ввести в эксплуатацию 4,2 млн м2 общей площади жилых помещений, в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях — 1,275 млн м2. Предусматривается, что 60% из общего объема жилья будет введено для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанным постановлением впервые установлены показатели по финансированию и строительству жилья социального пользования, для многодетных семей, для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах.

В текущей пятилетке положительная динамика жилищного строительства только усилится. Согласно Программе социально-экономического развития Беларуси на 2006–2010 гг. в стране будет строиться жилья значительно больше, чем в предыдущие 5 лет, к 2010 г. — 6,2 млн м2, а средняя обеспеченность жильем — 25– 25,5 м2 на человека.

При этом основное внимание предполагается уделять возведению жилых домов современных потребительских и эксплуатационных качеств с высокой степенью благоустройства и низким уровнем энергопотребления. Они должны быть комфортны, долговечны, экономичны в содержании и обслуживании, удовлетворять запросам настоящего и будущего поколений жителей нашей страны.

Дальнейшее развитие жилищного строительства, безусловно, потребует масштабного технического перевооружения предприятий строительных материалов и заводов стройиндустрии, создания новых мощностей по выпуску прогрессивных видов материалов и конструкций.

Чтобы задействовать весь потенциал роста производства строительной продукции, запланировано качественное изменение стройиндустрии, модернизация и увеличение мощностей крупнопанельного домостроения, обновление технической базы и машинного парка строительных организаций. В результате реализации инвестпроектов предстоит увеличить выпуск цемента всем трем белорусским цементным предприятиям. Предусматривается совершенствование структуры мощностей по выпуску стеновых материалов, организация комплексного производства изделий и конструкций для малоэтажного строительства, расширение выпуска современных ячеистобетонных, кровельных, отделочных, фасадных и теплоизоляционных материалов.

Основной принцип, в соответствии с которым в стране осуществляется государственная жилищная политика, — дифференцированный подход к обеспечению граждан жильем в зависимости от их социального статуса и уровня доходов. Он предусматривает.

– предоставление социального жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий малообеспеченным нетрудоспособным гражданам, а также иным их категориям, пользующимся предусмотренными законодательством льготами.

– государственную поддержку в виде льготных кредитов и (или) одноразовых безвозмездных субсидий малообеспеченным трудоспособным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

– создание привлекательных условий (налоговые льготы, освобождение от затрат на инфраструктуру и пр.) для инвестирования средств в строительство теми гражданами, которые не состоят в установленном порядке на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо их совокупный доход с учетом имущественного положения превышает установленный законодательством уровень и позволяет им самостоятельно решать свои жилищные проблемы.

Реализация этих принципов осуществляется на основе ряда Указов Президента Республики Беларусь.

Основным видом государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и финансовым механизмом жилищного строительства в республике является льготное кредитование. В соответствии с Указом главы государства от 14 апреля 2000 г. №185 льготные кредиты на строительство (реконструкцию) жилых помещений предоставляются в размере до 90% стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств на 20 лет под 5% годовых. Льготное кредитование многодетных семей и граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (учитывая низкие доходы указанных категорий населения), осуществляется на еще более выгодных условиях. В этом случае кредит выделяется в размере, не превышающем 95% стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств, сроком на 40 лет с платой за пользование кредитом в размере 3% годовых.

Предоставление льготных кредитов осуществляется АСБ “Беларусбанк” под залог строящихся (реконструируемых, приобретаемых) жилых помещений за счет собственных ресурсов банка. При этом Министерство финансов в пределах предусмотренных на эти цели бюджетных средств обеспечивает ежемесячную компенсацию банку затрат, связанных с предоставлением таких кредитов.

Одноразовые безвозмездные субсидии на строительство (реконструкцию, приобретение) жилых помещений, как и льготные кредиты, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают в порядке очередности. Она устанавливается исходя из времени принятия их на учет нуждающихся. Наиболее социально уязвимым категориям граждан государство дает право на совместное использование одноразовых безвозмездных субсидий и льготных кредитов, а также на внеочередное предоставление названных видов государственной поддержки.

Постановлением Министерства архитектуры и строительства установлены предельные нормативы стоимости 1 м2 общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой, что позволяет обеспечить государственный контроль и регулирование цен в данной сфере.

Важным направлением социально-экономического развития республики на долгосрочную перспективу является дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования. В нашей стране формируется нормативная правовая база для развития финансовых схем, стимулирующих долгосрочные накопления денежных средств граждан на строительство жилья. Так, в настоящее время Министерством архитектуры и строительства разработаны проекты Национальной жилищной программы и Закона Республики Беларусь “О жилищных строительных сбережениях.

Цель законопроекта — создание эффективной банковской системы дополнительного притока финансовых ресурсов населения в жилищное строительство для более полного удовлетворения потребностей граждан в жилье. Он определит правовые основы создания и функционирования системы строительных сбережений, взаимоотношений между участниками, формы государственной поддержки и привлечения средств населения в строительство жилья.

Суть закона в том, что он позволяет сделать жилье более доступным для большинства семей, прежде всего тех, кто состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закон дополняет действующую систему льготного кредитования новой составляющей с реальной перспективой построить или приобрести квартиру, накопив денежные средства в системе жилищных строительных сбережений. С учетом сложившейся на данный момент устойчивой тенденции роста доходов и сбережений граждан можно говорить о том, что потенциальная возможность их участия в системе реально повышается. К тому же шанс на улучшение жилищных условий появляется у тех, кто имеет высокий и средний уровень доходов и не попадает в число претендентов на получение льготных кредитов и субсидий.

Система жилищных строительных сбережений предусматривает накопление финансовых ресурсов населением на банковских счетах в течение нескольких лет в размере 50% стоимости квартиры (с учетом предусмотренной для ее участников государственной поддержки), остальная часть выделяется в виде кредита.

Закон направлен на создание финансово-экономических предпосылок для строительства, реконструкции и приобретения жилья гражданами, стимулирование их активного участия в решении своих жилищных проблем, снижение иждивенческих настроений в обществе. Современная экономическая ситуация, сложившаяся в стране, состояние отрасли жилищного строительства, рост благосостояния граждан позволяют аргументировать целесообразность и возможность принятия новых подходов к решению жилищных проблем, направленных на максимальное вовлечение в строительство жилья внебюджетных источников финансирования.

Преобразования в жилищной сфере до 2006 г. осуществлялись в рамках реализации Национальной жилищной программы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 мая 1999 г. № 640. Министерством архитектуры и строительства разработан проект Национальной жилищной программы на 2006–2015 гг. Создание нового документа обусловлено необходимостью корректировки основных положений жилищной политики с учетом изменившихся экономических условий в республике. Программа направлена на координацию действий органов государственного управления по развитию жилищной сферы, которая является составной частью национальной экономики. Она включает строительство и реконструкцию жилых домов, сооружений и объектов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт, а также финансовое, юридическое, информационное и другое обслуживание в данной области. Реализация программы обеспечит постепенное наращивание ежегодных объемов ввода жилья, которые к 2010 г. достигнут 6,2 млн м2, сокращение времени ожидания в очереди на получение гражданами социального жилья, повышение качества коммунальных услуг, безопасность и комфортность жилищ. Национальная жилищная программа на 2006–2015 гг. будет способствовать совершенствованию нормативной правовой базы Республики Беларусь, регулирующей развитие жилищной сферы, созданию условий для улучшения демографической ситуации, реализации политики занятости, устойчивому развитию населенных пунктов.

Добавить комментарий