Жилищное строительство в Татарстане в

Жилищное строительство в Татарстане вВ 1993 г. Верховным Советом Татарстана была принята новая программа – «Программа ликвидации ветхого жилья в Республике Татарстан на 1993–1995 гг. и на период до 2000 года». Представленная властями республики программа имела целью разработку мероприятий и определение средств реализации этих мероприятий для улучшения жилищных условий граждан, проживавших в ветхом жилье. Однако с самого начала реализации программы возникли серьезные трудности вследствие непроработанности ее отдельных структурных моментов. Положение усугублялось тем, что изменились условия реализации программы, связанные с отпуском (либерализацией) цен и переходом республики к регулируемой рыночной экономике. Ограничение бюджетных средств и скудное финансирование, направляемое на улучшение жилищных условий граждан, проживавших в ветхом жилье, потребовали поиска других источников финансирования. Кроме того, в эти годы значительно вырос объем непроизводственных расходов жилищно-строительных организаций, который, например, по итогам 1993 г. составил 59% (151 млрд. руб.) от всех капитальных вложений, направленных в жилищное строительство. Все это негативно сказалось на темпах жилищного строительства. В течение трех лет с момента принятия указанной программы было снесено 203 тыс. кв.м ветхого жилья, что составляло 22% от объемов, предусмотренных программой за эти годы: 925 тыс. кв.м и 11% от объема всей программы – 1826 тыс. кв.м.

Таким образом, в первой половине 1990-х гг. в жилищной политике Татарстана произошли определенные положительные изменения, в первую очередь они коснулись жителей ветхого жилого фонда, определенная часть которых получила благоустроенные квартиры. Другим позитивным вектором того времени явилось принятие комплексной республиканской программы ликвидации ветхого жилья, направленной на снос трущоб и предоставление населению, проживавшему в них, нового жилья. Однако системный кризис в экономике республики, либерализация цен и переход к рыночным отношениям, приведший к скачку цен и инфляции, помешали реализации этой комплексной программы и свели на нет ее некоторые положения. В результате в Татарстане, особенно в Казани еще больше обострилась как жилищная, так и социальная ситуация.

Во второй главе «Диверсификация жилищного строительства в Республике Татарстан в 1995–2005 гг.» проанализированы особенности реализации программы ветхого жилья в изучаемом регионе.

В первом параграфе «Приватизация жилья как одна из рыночных форм реализации жилищной политики» рассмотрены основные моменты приватизации жилья в республике. В системе государственной жилищной политики одним важнейших направлений стала приватизация жилья, необходимая прежде всего для рационального использования наличного жилого фонда. В целях упорядочивания этого процесса Верховный Совет РСФСР 4 июля 1991 г. обнародовал Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Этот закон возник на базе перестроечных правовых положений, которые уже нашли отражение в законодательстве в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Ему предшествовали Закон СССР «О собственности в СССР» и Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» (1991 г.). В итоге наниматель жилого помещения и члены его семьи получили право приобрести в собственность занимаемую квартиру, дом путем выкупа или по другим основаниям, предусмотренным законодательством. Если первоначально российским гражданам законодательно разрешался только выкуп арендованных помещений, занимаемого государственного и муниципального жилья, то позднее они получили право на бесплатную передачу в собственность и выкуп излишней площади.

С обнародованием первых законодательных актов о приватизации жилья со стороны российского руководства с небольшим опозданием появились местные (республиканские и областные) законы о передаче в собственность граждан государственного и муниципального жилого фонда. Закон «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» был принят 15 июля 1993 г.

Среди принципов приватизации жилищного фонда особое значение имел принцип одноразовости бесплатного приобретения занимаемого жилого помещения. По условиям закона граждане имели право приватизировать жилое помещение только один раз, за исключением несовершеннолетних. Они вправе были участвовать в приватизации жилья повторно, по достижении 18-летнего возраста. Вместе с тем, в отличие от принципа добровольности, этот принцип не являлся безусловным. Например, в ситуации, когда гражданин, стоящий в очереди на улучшение жилищных условий, приватизировал занимаемую квартиру, государственная, муниципальная организация или орган местного самоуправления, очередником которых являлся гражданин, вправе были обусловить предоставление квартиры выкупом или безвозмездной передачей ранее занимаемой квартиры. В результате такого отчуждения у гражданина, следовало полагать, должно вновь возникнуть право на бесплатную приватизацию жилья. Как правило, это право на практике было очень трудно осуществить. Так, например, в Республике Татарстан были обнародованы Правила предоставления жилых помещений собственникам приватизированных жилых помещений, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 марта 1995 г. и Указ Президента Республики Татарстан от 5 января 1995 г. «О защите жилищных прав собственников приватизированных жилых помещений в Республике Татарстан», в соответствии с которыми в случае принятия решения о предоставлении собственникам жилого помещения квартиры из государственного или муниципального фонда она должна быть передана не в наем, а в собственность всех членов семьи собственника, как проживавших в квартире собственника на момент приватизации, но не ставших собственниками, так и вселенных впоследствии до 1 января 1995 г. Несмотря на то, что в правилах эта передача жилья в собственность не названа повторной приватизацией, по сути это осуществление права на повторную приватизацию. Такие же нормативные акты были приняты фактически во всех субъектах Российской Федерации.

Нередко на практике возникали сложности с осуществлением права на приватизацию жилья в бывших общежитиях оборонных предприятий. После проведения процесса приватизации бывшие федеральные государственные унитарные предприятия активно начали избавляться от имущества, не вошедшего в план приватизации данных предприятий. Например, Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова не включило в план приватизации два общежития, балансодержателем которых оно являлось. Предприятие успешно акционировалось, его имущество было включилось в реестр федеральной собственности, а общежития планировались передать в муниципальный жилищный фонд. Однако муниципальные органы дома не принимали, обосновывая это необходимостью проведения в них капитального ремонта, а жильцы не могли приватизировать жилые помещения, в которых проживали длительное время.

По данным на начало 1997 г. в Татарстане было приватизировано свыше 190 тыс. квартир. Статистические данные показывают, что к началу 2008 г. в республике было приватизировано более 80% жилых помещений, подлежавших приватизации.

Таким образом, стратегической целью государственной политики в сфере приватизации жилья в Татарстане и ее правового регулирования являлось обеспечение условий для эффективного использования рыночных механизмов с целью преобразования государственного и муниципального жилищно-коммунального хозяйства и реализации прав граждан на жилые помещения. Приватизация государственного и муниципального жилищного фонда образовала в Татарстане рынок жилья. Основным положительным моментом реализации государственной политики в этой области стали бесплатная передача в собственность граждан жилых помещений, обеспечение государственной защиты прав на приватизацию жилья и баланса интересов субъектов правоотношений, функционирование эффективной системы правового регулирования рынка недвижимости.

Добавить комментарий